назад Глава 1.

Введение.


Введение.


продолжение    

 
 

... для души.


 
      В одном справочнике игр можно прочитать: "Вейчи - настольная интеллектуальная игра для двух участников".
Рассказывают, в школе Платона был ученик, который, когда они там изучали роды и виды, определил человека как "двуногое без перьев". Немедленно, с ближайшего рынка, было торжественно доставлено опровержение этого определения.
Что значит "интеллектуальная"? В русском языке употребляются слова:  ум,  разум,  рассудок.  Вейчи игра для очень многих способностей и качеств ума. Играя в Вейчи вы даете работу рассудку, т.к. приходится применять и простой устный счет, и расчет вариантов, и изощренное логическое мышление. Но, оказывается,  для успешной игры  этого недостаточно. Нужно еще, чтобы была задействована более высокая способность ума, разум, причем не в том, само сабой разумеющемся объеме, который необходим для обеспечения работы рассудка, а в гораздо большем. В игре все время приходится делать разные вещи, которых рассудок делать просто  не умеет. Например, надо "видеть доску", следить за равновесием пустоты, направлять работу рассудка.
Последнее особенно интересно. Дело в том, что Вейчи игра не только многоуровнего мышления, но и, если можно так выразиться, многообъектного мышления. На доске, как правило, всегда есть несколько важных мест требующих тщательного обдумывания и расчета вариантов, а времени и сил на обдумывание всего, обычно не хватает. Поэтому необходимо уметь выбрать самое важное из этих мест не имея рассудочных критериев выбора. И бывает, можно увидеть как человек напрягается, тратит время и силы на расчет в одном месте, а играть нужно совсем в другом. И дело тут не в том, что кто-то увлекся расчетом какой-то хитрости и забыл про "главную цель", такое случается со всеми, дело именно в неумении правильно направить работу рассудка.
В древности, когда науки и искусства не были так развиты и широко доступны как в наше время, Вейчи целенаправленно использовалось для тренировки и развития рассудка и разума. В наше время имеется много других возможностей для развития и тренировки этих способностей ума и главная ценность Вейчи для нашего времени в другом. А именно, Вейчи может быть использовано для развития высших способностей и, в частности, для развития т.н. шестого мышления. Поскольку в нашей культуре нет общедоступных средств для развития этого типа мышления, то можно сказать что Вейчи это подарок для людей Запада. Но если вы хотите развивать высшие способности ума, или обеспечить игровой рост, то вам следует помнить про время отводимое на партию. В коротких партиях,в 30-40 минут, вы просто не успеваете правильно настроить ум, нагружаются и, соответственно, получают развитие только самые простые функции и способности ума. Партии получаются очень поверхностные, бездумные, но азартные. Для развития высших способностей ума и игрового роста такие партии не годятся, от них один вред. Лучше играть поменьше партий, но с большим контролем времени, от них будет и развитие высших способностей и игровой рост, особенно если их затем обдумывать. Играть вообще без контроля времени не стоит, это слишком расслабляет. Если же вас интересует только развитие высших способностей и не интересует игровой рост, то тогда вы можете отказаться и от слишком глубокого изучения Вейчи, особенно техники. Дело в том, что когда вы начинаете много знать, игра для вас начинает превращаться в работу по применению этих знаний, расчет вариантов. Созерцанию и интуиции места не остается, все делается средствами голого рассудка. Это относится к "переучиванию", знания, которые накапливаются в практической игре сами по себе, обычно бывают полезны.
Использование Вейчи для развития высших способностей доступно только с определенного возраста. Но не следует, из-за обилия средств предлагаемых нашей культурой, отказываться совершенно от Вейчи в деле развития обычных умственных способностей у детей. Общеизвестно, почти все средства и методы предлагаемые нашей культурой для обучения и развития умственных способностей, связаны с некоторым насилием. Вейчи позволяет гармонично развивать все способности ума без всякого насилия, ум втягивается в игру сам собой, без напряжения. Например, первокласникам Вейчи помогает незаметно освоить устный счет, т. к. это нужно для подсчета результата. Если ребенок плохо считает, то не может контролировать подсчет, из-за этого он чаще проигрывает и у него появляется стимул освоить побыстрее устный счет. Наглядность и частая повторяемость простейших 2 - 3 ходовых вариантов, приучает детей к логическому мышлению, учит их задумываться о последствиях своих действий. Подобных примеров можно приводить много т.к. Вейчи и в самом деле уникальное средство для развития умственных способностей .
Это, что касается ума. Теперь, в отношении воли.
 
Освоившись немного с Вейчи, вы с удивлением обнаружите, что ваше понимание игры и то, что вы делаете сидя за доской, это разные вещи. Иногда, даже во время игры, вас самих будет поражать глупость некоторых ваших ходов, а при последующем анализе вы сможете обнаружить еще больше подобных ходов. У многих почему-то на этой стадии интерес к Вейчи пропадает. А жаль, ведь именно с этого момента появляется возможность использовать Вейчи для развития другой, отличной от ума части души.
В мире Вейчи есть такая поговорка: "Го это жизнь". И в самом деле, как человек живет, так он, обычно, и играет. Каждый ход в игре можно рассматривать как действие. При правильной игре позиция обдумывается, затем принимается решение, затем делается ход. Но за партию каждому нужно сделать примерно 120 - 150 ходов. Заставить себя обдумывать каждый ход очень трудно, более того, многим трудно заставить себя обдумать даже пару десятков ходов и они играют "на глазок". Другая сторона проблемы, это борьба с желаниями делать неправильные ходы. Как это не покажется странным, часто в игре возникает сильное желание сделать какой-нибудь определенный ход. Почему-то, сильнее всего хочется делать именно глупые ходы и приходится напрягать волю, чтобы как-то это контролировать. Так Вейчи дает возможность упражнять волю в борьбе с умственной ленью и с глупыми желаниями.
Другое интересное направление - развитие контроля. Эту способность Вейчи позволяет совершенствовать до бесконечности. Поскольу решение конкретных проблем, возникающих по ходу партии, часто требует полной концетрации и "отключения" контроля, в первую очередь надо учиться переодически "включать" контроль. Затем, по мере накопления опыта, желательно научиться контролировать расход сил и общее эмоциональное состояние. Потом учиться отслеживать состояния "автопилот" и "втянутости в чужую игру". После этого начинается уже настоящий контроль и борьба с контролем противника.Но эти вещи начинаются с достаточно высокого уровня игры.
Это, что касается воли. Теперь, в отношении чувств.
 
По не очень понятным причинам, Вейчи очень эмоциональная игра. И, наверное, можно было бы даже сказать, что при прочих равных условиях, лучше играет тот, кто лучше контролирует свои эмоции, но!
Во первых, чтобы хорошо провести партию надо затратить много сил, что без эмоционального подъема сделать бывает довольно трудно. Но это не самое интересное.
Самое интересное связано с одной вещью которая многим должна быть знакома из повседневного общения. Речь идет о часто встречающемся т.н. бытовом гипнозе, когда в споре или сложных переговорах вдруг забываются очевидные аргументы или делаются небъяснимые ошибки. Т.е. происходит не просто снижение внимания или контроля из-за усталости, например, а именно как бы кратковременное полное отключение человека.
В Вейчи такие необъяснимые ходы, когда происходит как бы снижение игрового уровня на 10 - 20 ступеней, делают время от времени почти все, даже самые сильные мастера. И все четко отличают эти "ходы" от обычных ошибок связанных с естественными колебаниями игрового уровня в пределах 2-3 ступеней. Подобное же наблюдается и при игре на форе, сильный игрок как бы подавляет слабого и тот начинает играть совсем плохо. Это и есть игровой гипноз, подавление или отключние противника. Многие игроки пользуются этим достаточно сознательно, хотя и сами не знают как это происходит и действуют интуитивно. К эмоциям это имеет отношение потому, что сам гипноз можно рассматривать как особую эмоцию. О существовании специальной техники развивающей способность к игровому гипнозу и устойчивость против него, мне лично ничего не известно. Но известно, что по мере освоения игры, эта способность постепенно возрастает сама по себе. Человек становится как бы крепче, и это остается с ним на всю жизнь, независимо от того, будет ли он продолжать играть или нет.

Это, что касается чувств. Теперь, в отношении атмана.

 

 
К атману это не относится :)
 
 
 
 
Оглавление.


Copyright © 1998,1999,2000 Некрасов К.С.