ПРОЕКТ „ГО–БАНК“ .


Александр Битман ,
март, 2003 год.
alex-361@mail.ru


Об авторе: Александр Битман — соавтор знаменитой шахматной программы "Каисса", мастер спорта по шахматам с 1969г., любитель игры Го с 1979г.
Статья опубликована в журнале "Компьютерра" № 9, за 2003 год.

Идея организовать призовой фонд, стимулирующий создание сильной Го–программы, очень привлекательна и высказывалась неоднократно. Но именно сейчас наступило время, когда благодаря широкому развитию Интернета и его технологий, стала возможной практическая реализация этого проекта. Возможна следующая примерная схема.

Трудно привести полную статистику по странам, но число активных игроков только в одной Корее, в которой сейчас наблюдается настоящий бум Го, оценивается в 10 млн. человек, а число игровых Го–сайтов более 20. Исходя из этих цифр, можно предположить, что основная часть фонда будет создана за счет мелких анонимных поступлений от многочисленных поклонников Го.
Одной из трудных проблем в такого рода проектах является обеспечение их финансирования на ранних стадиях разработки. Работать бесплатно ради весьма заманчивых, но туманных перспектив, готовы лишь энтузиасты и фанатики. Собственно, их усилиями и созданы существующие ныне игровые программы.
Поэтому, для программистов должны выделяться гранты из средств фонда, которые будут распределяться в порядке конкурса при рассмотрении соответствующих заявок и в зависимости от ряда факторов (опыт в разработке подобных задач, имеющиеся заделы и т.д.).
Некоторый начальный вариант – программная оболочка с интерфейсом – может быть выложен на сайте для всеобщего доступа. Возможна разработка общими усилиями специального языка, облегчающего описание содержательных и специфичных для Го функций.
Главное, чтобы за это дело взялась солидная федерация. Условия проекта должны быть сформулированы и обнародованы на Го–сайтах, а в азиатских странах в прессе и на ТВ. Возможно, что после обнародования проекта держатели фонда Инга ($1.6 млн.) станут одними из первых вкладчиков Го–банка и сразу существенно продвинут весь процесс и активизируют вкладчиков.
Исключительно простые и естественные правила Го порождают игру невообразимой сложности. История ее происхождения теряется в глубинах тысячелетий, и с тех пор человеческий разум не смог изобрести что–либо подобное. Можно считать, что Го, которое все чаще называют игрой 21–го века, приходит на смену шахматам при разработке систем искусственного интеллекта.
Сейчас лучшие Го–программы играют не сильнее 10–го кю. Есть шанс, что по мере накопления фонда и улучшения Го–программ, будет достигнут уровень 5–6 кю, что уже позволило бы организовать коммерческую продажу микрокомпьютеров, а приличную программу для доски 9х9 можно было бы встраивать в миллионы телефонов и калькуляторов. Часть прибыли шла бы на пополнение фонда и обслуживание грантов, стимулируя дальнейшие разработки.
Когда размер фонда составит 5–10 млн. долларов можно будет считать, что цель – привлечь внимание к компьютерному Го достигнута. Желающих сорвать Jack–Pot будет достаточно, чтобы неуклонно, шаг за шагом совершенствовать Го–программы, а уж до какого предела — тут трудно строить догадки.
Проект этот является обещающим в том смысле, что при любом исходе он даст сильный импульс в развитии программирования Го и, что очень важно, общей теории игры, а также поднимет в мире общественный интерес к Го. В частности, спонсорами и заинтересованными участниками проекта могут стать научные организации разных стран, занимающиеся проблемами искусственного интеллекта.

Статья прислана для публикации 19 апреля 2003 года.