Реальности современного Го.


Алексей Кузьмин,
сентябрь, 2002 год.
http://daofunshu.narod.ru


В идущей сейчас дискуссии о путях развития современного Го в России четко обозначились два основных направления.

Первое направление – это спортивная игра Го. Ценность этого направления – в укреплении международного имиджа страны. Мы можем показать другим странам уровень нашего национального интеллекта, побеждая на турнирах по игре Го. И все проблемы спортивной игры Го – это проблемы спорта как такового.

При всем моем глубоком уважении к Российским мастерам, лично мне проблемы спорта абсолютно не интересны. Рейтинг спорта для меня лично даже не нулевой, а отрицательный. Международный спорт с его проблемами и скандалами вызывает лично у меня отвращение. Я уважаю спортсменов, но сам я – не спортсмен. Поэтому сразу перехожу ко второму направлению.

Второе направление – это традиционное Го. Лично я совершенно не уверен, что здесь необходимо добавлять слово ”игра”. Для меня традиционное Го – это прежде всего система, вырабатывающая культуру мышления, развивающая интеллект, воспитывающая волевые качества, прививающая навыки общения.

Сейчас я преподаю Го, или китайские шашки, в школе N1948 с углубленным изучением китайского языка.

Попробую поделиться своим опытом обучения детей китайским шашкам.

Первое, что нужно родителям – дети должны дождаться их после школы.

Разворачиваю тезис:

Родители в семьях со средним уровнем дохода интенсивно работают и оставляют детей в школе на ”продленку”. При этом они хотят быть уверены, что ребенок будет в хорошей компании, и под присмотром.

Второе: Родители хотят выработать у ребенка необходимые качества:

Внимание, собранность, умение думать и концентрироваться. Это им нужно как воздух – чем ребенок будет лучше владеть своим умом, тем лучше он усвоит все программы обучения, и будет лучше подготовлен к работе. Тем лучше он пройдет собеседование при приеме на работу – в конечном итоге. Они готовы вложиться в выработку этих качеств – умения мыслить. Это обеспечит будущее ребенка.

Третье: Родителя боятся:

Медитаций, эзотерики, гуру, зомбирования. Люди гораздо больше доверяют сложившейся традиционной системе, чем конкретному человеку. Авторитет системы всегда выше авторитета конкретного носителя. К счастью, уже сейчас родители приблизительно представляют себе, что такое китайские шашки., как феномен культуры мышления.

Четвертое: Родители хотят чтобы ребенок переключился с общеобразовательных предметов:

Обеспеченные родители нагружают детишек ”по самые уши”. Два иностранных языка, кружки и секции, спецшколы с расширенным количеством предметов – это сейчас норма! Конечно, ребенку надо отдохнуть. Можно попрыгать, побегать. Но и мыслительные процессы привести в порядок тоже надо. Информационный стресс снять нужно. Поиграть, переключится на спокойную деятельность. Го как система, позволяет улучшить процессы восприятия и переработки информации, оптимизировать процесс обучения. Но непосредственно игра – в смысле конкретной партии – расслабляет и снимает информационный стресс.

Пятое: При всем при этом родители не хотят напрягать ребенка дополнительным изучением теории:

Как только Вы дадите детям домашнее задание с теорией, обратно к Вам ученик уже не вернется. Родители детям не враги – им ребенка не нужно перегружать. Они планируют дать еще и дополнительно курс финансов и учета, да еще компьютерные курсы, а голова – не помойка, все сразу не влезет!

Шестое: Родителям не нужны соревнования районного уровня.

Возить ребенка на другой конец города, ломать график посещения курсов и секций, отпрашиваться с работы, все это напрягает. Пусть лучше ребенок сидит на своей секции – это освобождает, снимает проблемы.

Седьмое: Родителям не нужны международные турниры.

Обеспеченные родители и так посылают своих чад в любой уголок земли, и не на три дня, а на две недели, и не напрягаться, а отдыхать. А когда дети станут политиками, бизнесменами, юристами и т. д, они и сами съездят куда угодно.

Восьмое: Родители не видят ничего хорошего, если их сын станет профессиональным игроком.

Для папы – бизнесмена – это бедствие. Сын ему нужен как помощник и преемник, а не как летун – игрок. Да и никто из наших профессионалов не прославился пока в бизнесе и политике, и это тоже создает имидж.

Девятое: Все решают родители. Младшие школьники могут согласиться или не согласиться. ”Нет” ребенка сильнее ”Да” родителей, но ”Да” родителей важнее ”Да” ребенка.

Десятое: Детям интересно играть в китайские шашки.

Родители приводят детей, дети решают, остаться им, или нет. Весной в школе 1948 у меня было восемь учеников (я начал в апреле). Сейчас желающих заниматься больше сорока. Всех взять я физически не могу. Останется около тридцати. В одной группе одновременно занимается 16 человек – это мой предел по инвентарю и по пространству.

Выводы:

Потенциал детского Го огромен. Рынок не насыщен. Спрос уже сейчас опережает предложение. И этот результат получен после весьма скромной информационной компании. С течением времени информации будет больше, и больше будет носителей традиции – детей, реально играющих в Го.

Уже сейчас детское Го экономически не убыточно. Даже при том, что лично я преподаю сугубо на государственной основе – дети ничего не платят! Через пару лет спрос вырастет настолько, что мне будут предлагать платное обучение – это рынок, против него не попрешь. Я весь рынок не съем, и конкуренции не боюсь, мне нужны толковые единомышленники, но до ближайшего – неделя пути. (раз в неделю звоню, если честно, выбираюсь раз в пол-года).

Детское Го сугубо локально. Невозможно перетащить ученика в другой район, переманить, отослать в другую секцию. Каждый работает на своем огороде.

Информация о полезности Го – общее достояние. Чем больше учеников занимается у Игоря и Татьяны, тем лучше Алексею и Рустему. Чем дольше Рустем пропагандирует Го в своем районе, тем больший спрос на Го во всем городе. Чем больше учеников у других инструкторов, тем больше к ним наша благодарность и уважение. Мы не являемся конкурентами в настоящее время. (И в обозримом будущем!)

Турниры – вещь весьма тонкая. Турнир может быть мерилом рейтинга, но рейтинг не имеет в наше время коммерческой ценности. Коммерческую ценность имеют финансовые и жизненные успехи наших учеников.

Уже сейчас надо думать, на какой основе готовить инструкторов детского Го. Если на основе личных спортивных достижений – я категорически заявляю – такие инструктора только напортят дело. Большой овощне обязательно хороший агроном. Конечно, хороший игрок может стать хорошим преподавателем, но для этого ему нужно полностью сменить стиль жизни, пересмотреть основные ценности, отказаться от личных амбиций, наконец. Я категорически против спортивного подхода. Если готовить инструкторов на основе культуры и психологии, стратегии, теории обучения, системного подхода – успех обеспечен. Но уже сейчас надо думать, как это организовать.

Предложения:

Уже сейчас существует направление традиционного Го Вэйци. Надо и дальше развивать именно это направление. За основу брать традиционную культуру, стратегию, методы работы с информацией, воспитание внимания, волевых качеств.

Составить брошюру для родителей, в которой будут описаны эффекты от занятий Го. Разделы: культура, психология, восприятие и переработка информации, стратегия, общение. Предлагаю каждому написать в раздел ”Как Го помогло мне в моей жизни”. Лично я готов написать, как практика Го помогла мне в работе врача-анестезиолога, и о том, как Го позволило мне преодолеть экстремальную ситуацию, угрожавшую жизни.

В близком нам направлении – традиционном ушу – такая работа уже проводится около десяти лет. В результате все родители четко знают, что ушу – это прежде всего здоровье, правильное дыхание, осанка, вежливость, уравновешенность, неагрессивность. Они охотно отдают детей в секции ушу, спрос на традиционное ушу стабильно высокий. Такую работу надо проделать и с традиционным Го. Традиционное Го – это здоровье, сосредоточенность, метод оптимизации мышления.

Разработать базовую программу обучения и на ее основе – базовый комплект инвентаря. Инвентарь – это основа всего. Можно продолжать преподавание и на том, что есть. Но наш коллективный имидж улучшится, если появятся приличные комплекты. Даже 9х9 – основной для начального обучения.

Развитие традиционного Го. Нам нужны научные работы о влиянии Го на развитие интеллекта. Нам нужны научные работы по связи Го и системного мышления, психологии, обработке информации, влиянии на здоровье. Нам нужна статистика, и серьезные научные работы, книги, статьи, диссертации.

Ау, единомышленники! Помогая друг другу, мы не только складываем усилия, но и умножаем доходы! Перестройка, Перестрелка, Перекличка! Может быть, уже дожили?

Об отношениях со спортивными организациями.

Первое. Мы не являемся конкурентами. Федерации способствуют в меру своих сил пропаганде Го, и это делает нас союзниками.

Второе. Традиционное Го шире спортивного. Это естественное поле для отбора перспективных игроков. Пусть часть традиционщиков уйдет в спортсмены – это нормально, это престижно для тренера.

Третье. Мы должны поддерживать позитивный имидж спортивного Го. Хватит поливать друг друга грязью, господа! Общее дело делаем, вопрос о совместной работе! Негатив нам не нужен. Чемпионов встречать, как национальных героев!

Четвертое. Традиционное Го – естественный вид заработка для ушедших из большого спорта. Надо помочь им, создать благоприятные информационные условия.